вівторок, 2 лютого 2016 р.

Печера Вертеба

Печера Вертеба з пам’ятками Трипільської культури

За два километра к северо-западу от села Бильче-Золотое Борщевского района, на поднятом водораздельном плато находится пещера Вертеба. Название Вертеба происходит от славянского «вертеп» – пещера.

Пещера состоит из широких галерей, разделенных узкими перемычками. Общая протяжность подземного лабиринта составляет 7,820 км. Она сформирована в верхней части толщи крупнокристалического гипса. В отличие от других пещер Подолья, у Вертебы совсем нет кристаллов вторичного гипса. Стенки ее гладки, темны, большинство ходов заполнено илом. Средняя температура на протяжении года +11°С. Относительная влажность колеблется от 92% до 98%. Вертеба расположена на глубине 10-12 м, другие - 50-60 м.
 
Пещера Вертеба, в первую очередь, это археологическая достопримечательность, которая занимает особенное место среди всех достопримечательностей трипольской культуры. 

Посетители могут путешествовать подземным миром пещеры, познакомиться с материалами оригинальных археологических раскопок и осмотреть диораму с трипольской посудой и пятью скульптурами, которые отображают сцены жизни трипольцев. Экскурсионный маршрут проложен залами и коридорами пещеры на протяжении километра. Для более подготовленных посетителей создан спортивный спелеомаршрут.
 
Первое официальное сообщение об археологическом обследовании пещеры датировано началом 19 ст. В 1822 году в немецком издании „ Mіscellen” были опубликованы первые данные об открытии пещеры. В статье указано, что эту пещеру открыл Ян Хмелецкий (местный арендатор этих земель) во время охоты на лису в 1820 году. И когда почти поймал ее, зверь неожиданно исчез под землей. Когда землевладелец откопал нору, то обнаружил большую полость.  тогдашний обладатель села Бильче-Золотое. В Вертебе им были найдены кости животных и людей, бытовая керамика, монеты Римской империи времен Гонория и Адриана и др.

Первое археологическое исследование здесь осуществил в 1876 г. А. Киркор. Он вместе с С. Козибродским проникли через узкое отверстие к пещере. Осмотрев запутанный лабиринт, А. Киркор сделал подробное описание правой части пещеры.

В 1890 (91) г. исследование продолжили члены Антропологической комиссии Краковской академии Г. Оссовский и Л. Сап’ега. Они пройшли пещерой в одному направлению 312 м, а затем еще 526 м, но конца так и не достигли. За материалами почти трехлетних исследований Г. Оссовский составил достаточно точный план пещеры Вертеба. При раскопках Г.Оссовский нашел во входной части пещеры на глубине 2-х метров остатки большого кострища, вокруг которого находились средства труда (кремниевые топоры, долота, скребки, ножи), а также кости оленей, медведей, диких кабанов. Там же найдена посуда: глиняные миски, кринки, покрытые криволинейным или спиральным орнаментом. На некоторых сосудах встречаются изображения оленей. Интересны украшения – подвески в виде головы быка, костяные ожерелья.
Найдены керамические скульптуры женщин (палеовенеры) и одна скульптурка мужчины. В одном из отдаленных залов пещер в 1890 г. было найдено завалом мужское захоронение – 25 скелетов, где находилась также посуда культового назначения. По мнению Г. Оссовского, в конце каменного – в начале бронзового века пещера была культовым местом.
Научное описание находок есть в музее археологии Ягеллонского университета (бывшая Краковская академия).
 
В течение 1898 – 1904 гг. и в 1907 г. археологические раскопки проводил В. Деметрикевич. За количеством и научной стоимостью находок пещера Вертеба не имела себе ровных на Подоле и потому ее называли Помпеей "Надднестрянщины”. Изначально все материалы хранились во дворце Л. Сап’еги в селе Бильче-золотому, а позже их вывезли к музеям Кракова и Вены.

По количеству археологических находок Вертеба не имеет ровных на Подолье - от следов очага и костей диких зверей к горшкам и керамической фигурке бычка. Также найдены орудия труда и останки людей, живших еще 6 тысяч лет тому назад.

В 1928 г. О. Кандиба (сын известного поэта Александра Олеся) в трех разных местах пещеры заложил шурфы. Применяя здесь стратиграфический метод, исследователь зафиксировал два хронологических горизонта трипольской культуры, а также обнаружил значительное количество ценного археологического и антропологического материала.  В 1956 г. научный сотрудник Львовского исторического музея И. К. Свешников заложил в пещере на расстоянии 200 м от входа небольшой шурф.

Начиная с 1996 года археологической экспедицией Борщивского краеведческого музея под руководством М. Сохацкого осуществляются комплексные исследования как самой достопримечательности так и прилегающей к ней территории в радиусе 30-40 км.  В пещере обнаружены три локальных группы трипольской культуры. Для верхнего слоя характерная керамика кошиливецкого типа.


В нижнем слое представленная керамика залищицкой группы. Обнаружено также незначительное количество обломков сосудов касперивской группы. Отдельные вещи и объекты материальной культуры исследуемой достопримечательности в той или иной мере отображают идеологические представления древних племен. Это, в первую очередь, антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки, разного рода амулеты.

Среди находок выделяется коллекция антропоморфной пластики. Больше всего глиняных женских фигурок. Из знаков, которые нанесены на статуэтках, характерным является ромб, что символизирует идею женской плодовитости, но в то же время является и символом засеяного поля. На всех фигурках и фрагментах, как правило, руки обозначены коническими выступлениями с отверстиями, а грудь - небольшими налипами. На шее у одной из фигурок углубляющей линией выделено ожерелье. Большинство женских моделек расколото пополам, отсутствует правая половина.

Зооморфная пластика представлена фигурками бычков. На всех статуэтках потеряны председатель и рога. Модельки имеют четко выраженные четыре ноги. Защипом передан крепко прижатый к туловищу хвост. В верованиях трипильцив бык как мужское начало и символ солнца занимал важное место и был атрибутом культа плодовитости.

Производственный инвентарь представлен орудиями, изготовленными из кремню, камню, костищи и металлу. Основную массу орудий труда составляют кремневые изделия. В пещере также обнаружены кости животных, которые использовались в производственных целях. Среди находок привлекает внимание значительная серия из кости и рога.

Условия хранения культурного слоя, перекрытого мощной пачкой пещерных отложений, постоянная температура и влажность способствовали хорошему сохранению костяных остатков. Среди находок привлекает внимание значительная серия из кости и рога. К их числу принадлежат мотыги из рога благородного оленя. В целом они имеют достаточно стандартную форму (длина от 15 до 25 см). Сырьем для них служили как рога, сброшенные животными.

Просверлени отверстия в верхней части орудий использовались для закрепления деревянных ручек. Рабочие концы мотыг имеют интенсивные следы лощения от рихлення и копание земли. Мелкие изделия из кости представлены одинконечными проколкам. Хорошо сохранились искусно изготовленные костяные иглы. Фрагмент однозубого наконечника гарпуна имеет форму простого полукруглого в разрезе стержня с гострозаточеним концом. Интересными находками является так называемые костяные кинжали.

Изготовлены они из глазного стержня рога оленя. Поверхность хорошо заполирована, в верхней части есть отверстие. Найден в пещере амулет, вырезанный на костяной пластине, связанный с культом солнечного быка. Костяная пластина (10 х 10 см) имитирует голову быка с мощными рогами. Небольшие отверстия по углам означают глаза и ноздри. Отверстие в самой верхней части, предназначенное для подвешивания и ношения амулета.
Большую группу находок составляют керамические пряслиця. Характерными для данной достопримечательности является пряслиця, изготовленные из обломков толстостенных сосудов.


Больше всего найдено керамической посуды. Характерная керамика на которой декор нанесен красными, белыми и черными цветами, а также орнаментируемая темно-коричневыми красками на оранжевом фоне.  В целом керамическая посуда за технологическими признаками разделяется на две группы – кухонной и столовой керамики.

Кухонная посуда изготовлена из глины, к которой прибавлен песок, шамот и толченую черепашку. За формами кухонная посуда представлена горшками и мисками. Миски приземисты, с плавным профилем. Отдельные горшки имеют четыре ножки и ручка.  Столовая керамика изготовлена из видмуленой глины, хорошо выжженная, старательно заглаженная и подлощеная.

Сосуды характеризуются разнообразием форм. Это — конические миски и чаши, грушеобразные сосуды, горшки. Внешняя поверхность сосудов (у мисок - внутренняя) покрыта тонким слоем ангобу, закрашенного в светло-красный цвет. Большинство посуды сохранило следы лощения.

В коллекции значительную часть составляют биконические сосуды. Они имеют узкое дно, коническую нижнюю часть корпуса, высокие округлые пличка, узкую горловину и круто отогнуты прямые венца. Распространенной формой посуды являются миски. Они орнаментируются в основном на внутренней поверхности. Преобладает монохромная роспись. Достаточно распространенной была крестообразная схема, когда полосы, идя под венец, перекрещивались в центре миски.

Медные изделия представлены трубчатими бочковидными бусинами, медным топором и одним шилом. Большое количество находок, а также, учитывая уникальность естественного объекта, 5 октября в 2004 г. в пещере „Вертеба” создан первый в Украине подземный музей Трипольской культуры, который является отделом Борщивского областного краеведческого музея.

Посетители имеют возможность осуществить путешествие подземным миром пещеры, познакомиться с материалами оригинальных археологических раскопок и осмотреть диораму с трипольской посудой и пятью скульптурами, которые отображают сцены жизни трипильцив в пещере. Экскурсионный маршрут проложен залами и коридорами пещеры на видстань 1000 метров. Для более подготовленных посетителей создан спортивный спелеомаршрут.

В левой части пещеры, около экскурсионного маршрута размещена „трипольская лежанка” – место, где древние трипильци, возможно, осуществляли ритуальные обряды, или просто отдыхали. Она являет собой вымостку из фрагментов рисованной трипольской керамики обмазанную и потом выжженной глиной. Здесь же на „Домиках„ во время углубления пещерных ходов обнаружен культурный слой периода трипольской культуры. Посетители имеют возможность осмотреть фрагменты керамической посуды и почти целую большую чашу.


В правой части пещеры еще один археологический розкоп. На нем расчищены большие керамические фрагменты зерновика, остатки очага, рог ладья, часть рога оленя, небольшая чаша и почти целая миска. Эти находки пролежали в пещере свыше 5 тысяч лет.

Центральное место экспозиции музея занимает диорама со скульптурами, что находится в наибольшем зале пещеры им. Леона Сапеги. В глубине юго-западной части залу размещена скульптура давнего трипильця, который выходит из темного хода и несет небольшую кринку, а в левой руке держит факел, которым просвещает себе дорогу.

В западной части зала сидит „древний мастер”, который изготовляет костяную мотыгу. Важное значение в диораме занимает рисованную трипольскую керамическую посуду. Орнамент нанесен на посуду - аналогичный образцам росписи на керамике, найденной во время раскопок трипольской культуры в пещере Вертеба.

Керамика представлена двумя биноклевидними сосудами, пятью большими зерновиками, четырьмя мисками, пятью средними сосудами.

В небольшом зале во время войны находился штаб одного из отрядов УПА. На стенах всё ещё остались высженые натписи. Здесь же была подпольная типография, которая выпускала открытки о тогдашних событиях.  В правой части пещерного района „Домика” во время Второй мировой войны проживали евреи, которые скрывались от немцев. Здесь находилось 65 человек. Планируется в подземном музее создать экспозицию, которая бы рассказывала о той грустной странице истории.

Для решения многих научных заданий работники музея используют новые методы исследования. Детальные обследования пещеры дали определенные результаты. В частности, на расстоянии 250 м от входа в каменной стелле высокого зала обнаружено щель, вдребезги заполненную обломками расписной посуды, вугликами, фрагментируемыми костями крупного рогатого скота и костяными орудиями труда.

Установлено, что вышеупомянутая щель в прошлом была связана с поверхностью и использовалась трипольцами как мусорная яма. В трех отдаленных более чем на 100 м от входа участках пещеры исследовано тупиковые "пазухи”. Это небольшие за размерами, низкие, уютные и сухие закоулки пещеры, которые никогда не затапливались периодическими водотоками.

Одним из перспективных направлений археологических исследований есть выход за периметры уже известной части пещеры с перспективой выявления там культурного слоя, сохраненного в нерушимом состоянии. Эта гипотеза блестяще подтвердилась в январе в 1999 г. Прокопав очень узкий и заиленный проход, удалось выйти в до сих пор неизвестную часть пещеры. Новооткрытый участок активно использовался людьми во время енеолиту, о чем свидетельствуют обнаруженные здесь находки: ненарушенные остатки очага, большая глиняная миска, перевернутая вверх дном, фрагменты керамики.

Значительные работы из научных исследований, музеефикации и охраны пещеры было осуществлено в 2008р. В частности, в мае проведена археологическая экспедиция музея при участии научных сотрудников Мичиганского университета (США) с целью детального изучения антропологических материалов.

Также удалось подвести к пещере линию электропередач и установить трансформаторную подстанцию. Кроме того в средней части пещеры, на глубину 12м, прокопана шахта и установлена вентиляционную трубу. Все это будет способствовать лучшему функционированию подземного музея.

Центральное место экспозиции музея - диорама со скульптурами
Материалы предыдущих исследований, а также современные результаты раскопок дают основания выразить предыдущую гипотезу о функциональном назначении пещеры. Очевидно, что посещали пещеру люди лишь в критических ситуациях, однако собирались здесь в большом количестве, возможно, целым поселением, однако на короткий отрезок времени.

В настоящее время научные работники продолжают изучать пещеру. По словам Александра Дудара, сначала все находки забирали к Зборивского археологического музея, теперь их оставляют в самой пещере, где создан музей трипольской культуры.

Итак, пещера Вертеба - достопримечательность мирового значения, которая может дать ответ на вопрос, откуда мы пришли и куда идем. В пещере есть остатки людей, которые проживали на этой территории не менее чем 5 тысяч лет потому. Состояние захоронений позволяет выделить из костей ДНК. Даже фрагментарные исследования свидетельствуют, что трипольцы несколько отличаются от современных европейцев. Похожие ли они на современных украинцев - ответ на этот вопрос еще надлежит найти. Невзирая на то, что работы много, у меня нередко возникает ощущение, что этими холмами ходят потомки трипольцев.

2 коментарі:

  1. Кувшины трипольцев с отверстиями с боков для ужей,следовательно культ змеи у трипольцев был широко распростране,как у современных индусов,а значит трипольцы это арии и есть,и ригведа создавалась трипольцами....остатки и далекое эхо в пинском крае,ужей в горшки с молоком и сегодня

    ВідповістиВидалити